Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная школа  г.Лысково
Школьная служба медиации

 

 

Служба школьной медиации

От конфликта  — к примирению!

 

Разгневан — потерпи, немного охладев,

Рассудку уступи, смени на милость гнев.

Разбить любой рубин недолго и несложно,

Но вновь соединить осколки невозможно.

Саади Ширази (около 1181 — 1291)

Зачем нужна медиация школе?

Школьная жизнь – это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей: родителей, педагогов, учащихся.

В ходе этих отношений не редко возникают конфликтные ситуации.

Служба школьной медиации предназначена для того, чтобы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.

Задача Службы школьной медиации – сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.

Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем.

Целью применения метода «Школьная медиация» и медиативного подхода  является формирование безопасной среды.

Безопасность в школе – это уверенность, спокойствие, отсутствие страха за свою жизнь, знание того, что никто не останется безучастным к твоим проблемам. Это хороший микроклимат в школьном коллективе, помощь и забота старших учащихся о младших, взаимопонимание между взрослыми и детьми.

Безопасность в школе – это когда родители спокойны за своего ребенка, уверены, что ему ничего не угрожает.

От каждого из нас зависит, будет ли наша школа безопасной. Это, наверное, трудно, но все вместе, каждый своим личным примером может сделать нашу школу безопасной.

Школьная медиация создает основу для формирования безопасного пространства в образовательном учреждении. А лишь удовлетворив эту базовую потребность, потребность в безопасности, мы можем рассчитывать на эффективность работы системы и появление глубинной потребности к получению знаний, познанию мира, открытости к нему.

Служба школьной медиации работает на основании действующего законодательства, Устава школы и Положения о школьной службе медиации.

Зачем медиация нужна родителям?

Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того,  медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

Зачем медиация нужна детям?

Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. В общем, можно сказать следующее:  чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где  может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

Школьная служба примирения это:

· Разрешение конфликтов силами самой школы.

· Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.

· Профилактика школьной дезадаптации.

· Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.

Если: вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас побили и вы знаете обидчика, вас обижают в классе и другое, то вы можете обратиться в службу школьной медиации (примирения).

После  этого  с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения  к случившемуся и желания участвовать во встрече.

В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие  вопросы:

· каковы последствия ситуации для обеих сторон;

· каким образом разрешить ситуацию;

· как сделать, чтобы этого не повторилось.

При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.

На встрече   выполняются следующие правила:

· Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.

· На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.

· Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.

· Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.


 

  План работы школьной службы медиации (примирения)

на 2017-2018 учебный год

Цель: создание условий успешной социализации несовершеннолетних, снижение количества конфликтов через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики конфликтных ситуаций в школьной среде.

Задачи:  

- распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов;

- обучение участников образовательного процесса методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;

- организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о принципах и технологии восстановительной медиации.

Содержание деятельности

 

Наименование

мероприятия

Срок проведения

Ответственный

исполнитель

Форма отчетности

 

Нормативно-правовое обеспечение деятельности

1

Создание Школьной службы медиации: -изучение нормативно-правового обеспечения деятельности,

-согласование и утверждение состава ШСМ,

- разработка Положения

Сентябрь

 

Руководитель Службы Шаталина О.Л.

Приказ о ШСМ

 

2

Информирование участников образовательного процесса (учителей, родителей, обучающихся) о цели и задачах школьной службы медиации

Сентябрь

 

Руководитель Службы Шаталина О.Л.

Информированность участников образовательного процесса, справка

 

3

Разработка:

«Памятки для медиатора»

«Памятки для педагога»

сентябрь

Члены  службы

памятки

4.

Сотрудничество с Советом профилактики школы

в течение года

Члены службы

Протоколы

Просветительская деятельность

1

Проведение анкетирования с обучающимися 5-9 классов по выявлению причин возникновения конфликтов

сентябрь

Педагоги-психологи

Анализ наиболее распространённых причин конфликтов

 

2

Проведение восстановительных программ.

по мере необходимости

Члены службы

Документы

3

Оформление стенда

октябрь

Зам.директора

Фотоотчёт

4

Выпуск буклетов о деятельности СШМ

ноябрь

Члены службы школьной медиации

Издание буклетов

5

Проведение классных часов на тему:

«Служба, разрешающая конфликтные ситуации» 5-9 кл.

«Общение без причинения вреда» 5-6 кл.;

«Сила или разум» 7-8 кл.;

Психология зависимости» 9 кл.

Ноябрь-март

 

Классные руководители, социальный педагог

 

Сценарии проведения классных часов

 

6

Групповые занятия на тему: «Вокруг тебя мир» 5-6 кл.; «Конфликтные ситуации и способы их преодоления» 7-9 кл.; «Прости» 9  кл.

В течение года (по запросу)

 

Социальный педагог

 

Разработки групповых занятий

 

7

Организация и проведение ознакомительной встречи с родителями в рамках проведения общешкольных родительских собраний

ноябрь

 

Руководитель СШМ

 

Протокол родительских собраний

8

Обучение обучающихся школы навыкам ведущих примирительных встреч.

Февраль -май

Члены службы школьной медиации

 

Анализ обучения

 

9

Размещение на сайте школе информации о деятельности СШМ

В течение года

Руководитель СШМ

 

Информация на сайте школы

Реализация восстановительных процедур

1

Сбор информации о ситуациях, с которыми организуется восстановительная процедура

По мере необходимости

 

Члены службы школьной медиации

 

Сбор информации ситуации

 

2

Работа с обращениями

По мере необходимости

Члены службы школьной медиации

Сбор информации,

учёт в Банке данных

3

Проведение обучающих программ примирения с предоставлением отчётов о проделанной восстановительной работе

май

 

Члены службы школьной медиации

 

Разработка программы

 

4

Консультирование родителей, законных представителей несовершеннолетних по вопросам реализации восстановительных программ

В течение года

 

Члены службы школьной медиации

 

Подготовка и выдача рекомендаций, получение согласия на проведение восстановительной программы

Межведомственное взаимодействие

1

Организация взаимодействия служб школьной медиации со всеми структурными подразделениями образовательной организации, КДН и защите их прав, органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.

В течение года

 

Руководитель СШМ

 

Руководитель СШМ

 

2

Участие в конференциях, семинарах по профилю деятельности службы школьной медиации, проводимых на уровне района.

Согласно графика

 

Руководитель

 

Фотоотчёт

 

 

3.

Сотрудничество с органами и учреждениями профилактики правонарушений (УО, КДНиЗП, ОМВД)

в течение года по мере необходимости

Члены службы

Фотоотчёт

Экспертная деятельность

1

Подготовка отчёта, заключения о работе с конкретной ситуацией

В течение учебного года

 

Члены службы школьной медиации

Члены службы школьной медиации

 

2

Анализ деятельности школьной службы медиации

май

 

Педагог-психолог

Результаты мониторинга

3.

Отчёт о  деятельности службы медиации (примирения)

апрель

Куратор службы медиации

Педагог-психолог

Отчёт

 

 

 

Нормативно-правовая база организации служб медиации в образовательных организациях  (скачать)

Приказ о создании школьной службы медиации (примирения) (скачать)

Положение о медиации (скачать)

Буклеты (скачать)

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"